Село Гудаахуч, больше известное как Приморск, нетрадиционное для Галского района. Возникший как рабочий поселок строителей «ИнгурГЭС», где первые приехавшие жили в палатках на голой земле, Приморск со временем выросло в маленький городок со всей необходимой для комфортной жизни инфраструктурой – четырехэтажными домами с горячим водоснабжением, магазинами, кинотеатром, школами, клубом, столовой, гостиницей.

История исследований Великой Абхазской стены началась более полутора столетий назад. Упоминание о Великой Абхазской стене есть и в труде швейцарского путешественника и этнографа Фредерика Дюбуа де Монпере.

Таглан - одно из самых больших приграничных сел района, оно располагается в 12 -15 км к юго-западу от Гала. Несколько лет назад дорога, ведущая в Таглан и соседние села, была заасфальтирована, из райцентра регулярно ходит маршрутка.

В советское время село славилось перевыполнением плана по выращиванию кукурузы и мочалки, здесь разводили тутового шелкопряда. Сейчас здесь традиционно занимаются сельским хозяйством, в каждом дворе – огороды, большие посадки орехов и кукурузы, птица и скот.

Жизнь в окрестностях пограничного Ингура упоминается с давних времен. Здесь воевали, торговали, строили и осваивали плодородные земли. Об активной жизни предков свидетельствуют руины древних сооружений, разбросанных по селу.

Так, на одной из возвышенности сохранились остатки каменных стен крепости Ципурия, датируемой 9-10 веком. Когда-то к пристани крепости подплывали небольшие корабли, велась торговля товарами и людьми. Сейчас большую часть строения унес Ингур, все, что осталось от крепости - несколько каменных глыб. А когда-то здесь римляне, турки и греки занимались торговлей. Расцвета крепость достигла в 17 веке, когда итальянские миссионеры во главе с Кристофоро де Кастелли приехали из Грузии и осели в этой части Абхазии на несколько лет, возвели церковь, изучали нравы, обычаи и язык. Католические проповедники оказывали медицинскую помощь, построили школу, где обучали население грамоте и ремеслам. Во время очередного турецкого нападения на крепость она была разрушена.

На окраине сельского кладбища еще один исторический памятник, о котором известно совсем немного. Цамхари, как ее называют местные жители, церковь одного периода с Ципурией. Здесь проводили крещения, венчания, поминальные ритуалы. Церковь была разрушена примерно в 17 веке, но в целом сохранилась лучше  – есть стены, видны остатки облицовки.

Но самым интересным и наиболее известным историческим памятником в селе является храм в форме базилики, выстроенный из местного булыжного камня. Она известна под названием «Чеохваме», «белый храм» и предположительно выстроена в XVII вв.

Вот что об этом храме писал известный историк и археолог Ю. Н. Воронов:

«……На территории Тагилони в первую очередь следует осмотреть Чеохваме. Храм этот хорошо сохранился. Стены его возведены из булыжника и облицованы плитняком. Издалека видна двускатная каменная кровля, поросшая бурьяном и колючками, но до сих пор не пропускающая влаги. На западном фасаде край кровли выложен плитами с рельефными изображениями птиц, животных, различных орнаментов. Алтарное окно снаружи перекрыто камнем с вырезанным на нем крестом. Каменный свод его покоится на арках, опирающихся на выступающие из стен прямоугольные плиты-консоли. В стены алтаря на значительной высоте заложены большие орнаментированные кувшины-голосники, улучшавшие качество звучавших здесь в старину песнопений.

По данным археолога, в 1930 году в Тагилони (Таглан) был найден клад или погребение, содержавшее большое число золотых, серебряных, бронзовых и железных изделий. Особенно замечательна своей тонкой выделкой золотая полая головка оленя. С большим искусством переданы ветвистые рога, лоб, нос, мускулатура щек, шерсть, завивающаяся крупными прядями на лбу, за ушами и над глазами.

Село Абаакыт (Абаақыҭ) расположено в 10 км к востоку от райцентра Гал. На западе граничит с селом Махунджра, на юго-западе и юге — с селом Хяцха; на севере, по Галскому водохранилищу – селом Гумрыш Ткуарчалского района; на востоке и юго-востоке, по реке Ингур, проходит государственная граница Республики Абхазия с Грузией.

Добраться до села можно на легковой машине по достаточно хорошей грунтовой дороге за 15 минут Главная достопримечательность села, расположенная на его окраине, - церковь св. Варвары. Здесь нет священнослужителя, и за порядком в церкви и на прилегающей территории заботятся местные жители. Как только вы переступите порог церкви, дверь в которую открыта с раннего утра до позднего вечера, поздороваться с вами подойдет пожилая женщина. Она с удовольствием расскажет вам истории исцеления и проведет небольшую экскурсию по церкви. Даже с учетом языкового барьера (женщина говорит только на мегрельском), вам несложно будет ее понять. У нее же вы можете попросить свечи.

Вокруг этой церкви, как впрочем, и всех остальных церквей в Галском районе, расположено кладбище. Церковь святой Варвары не является архитектурной ценностью, но почитается жителями района как самое святое место. Поклониться святой Варваре, принести ей жертву идут в основном бездетные люди. Христианская великомученица почитается верующими как защитница от внезапной и насильственной смерти и болезней. Местные жители расскажут вам множество историй, когда после посещения этой церкви в семье появлялись долгожданные дети, а больные уходили из церкви здоровыми. Не удивительно, что у иконостаса множество детских игрушек, кукол, колясок и благодарственных писем.

У этой церкви есть своя история. Первое строение, которое по преданию было построено в 7-8 веке, было разрушено временем и междоусобными войнами. В 18 века на этом месте была построена деревянная церковь, а пару веков спустя местные жители возвели кирпичное строение. Жители района считают эту церковь самой святой и утверждают, что святая Варвара помогает не только бездетным, но может излечить и оградить от тяжелых болезней. Под стенами церкви находится камень, у которого захоронен волос святой Варвары. У этого камня ставятся свечи, возносятся молитвы, а на небольшом церковном дворе совершаются обряды жертвоприношения. Здесь же возвышается живописная гора из глиняных кувшинов – в них принесли вино на обряд жертвоприношения.

В селе Абаакыт можно посмотреть на быт местных жителей, которые очень доброжелательно относятся к туристам – уютные дворики, ухоженные плантации ореха-фундука и многочисленные мельницы, на которых молят кукурузные зерна, превращая их в основу для приготовления мамалыги (абыста) и кукурузных лепешек (амгял).

bottom-logo.png
Наш сайт является продолжением газеты Галского района Абхазии «Мырзаканаа».
© 2020, ABHTRAVEL.RU

Контакты

Телефон: +7(840) 285-01-69
Почта: info@abhtravel.ru 
Адрес: г.Гал ул. Конфедератов, 2. 

Search