Таглан - одно из самых больших приграничных сел района, оно располагается в 12 -15 км к юго-западу от Гала. Несколько лет назад дорога, ведущая в Таглан и соседние села, была заасфальтирована, из райцентра регулярно ходит маршрутка.

В советское время село славилось перевыполнением плана по выращиванию кукурузы и мочалки, здесь разводили тутового шелкопряда. Сейчас здесь традиционно занимаются сельским хозяйством, в каждом дворе – огороды, большие посадки орехов и кукурузы, птица и скот.

Жизнь в окрестностях пограничного Ингура упоминается с давних времен. Здесь воевали, торговали, строили и осваивали плодородные земли. Об активной жизни предков свидетельствуют руины древних сооружений, разбросанных по селу.

Так, на одной из возвышенности сохранились остатки каменных стен крепости Ципурия, датируемой 9-10 веком. Когда-то к пристани крепости подплывали небольшие корабли, велась торговля товарами и людьми. Сейчас большую часть строения унес Ингур, все, что осталось от крепости - несколько каменных глыб. А когда-то здесь римляне, турки и греки занимались торговлей. Расцвета крепость достигла в 17 веке, когда итальянские миссионеры во главе с Кристофоро де Кастелли приехали из Грузии и осели в этой части Абхазии на несколько лет, возвели церковь, изучали нравы, обычаи и язык. Католические проповедники оказывали медицинскую помощь, построили школу, где обучали население грамоте и ремеслам. Во время очередного турецкого нападения на крепость она была разрушена.

На окраине сельского кладбища еще один исторический памятник, о котором известно совсем немного. Цамхари, как ее называют местные жители, церковь одного периода с Ципурией. Здесь проводили крещения, венчания, поминальные ритуалы. Церковь была разрушена примерно в 17 веке, но в целом сохранилась лучше  – есть стены, видны остатки облицовки.

Но самым интересным и наиболее известным историческим памятником в селе является храм в форме базилики, выстроенный из местного булыжного камня. Она известна под названием «Чеохваме», «белый храм» и предположительно выстроена в XVII вв.

Вот что об этом храме писал известный историк и археолог Ю. Н. Воронов:

«……На территории Тагилони в первую очередь следует осмотреть Чеохваме. Храм этот хорошо сохранился. Стены его возведены из булыжника и облицованы плитняком. Издалека видна двускатная каменная кровля, поросшая бурьяном и колючками, но до сих пор не пропускающая влаги. На западном фасаде край кровли выложен плитами с рельефными изображениями птиц, животных, различных орнаментов. Алтарное окно снаружи перекрыто камнем с вырезанным на нем крестом. Каменный свод его покоится на арках, опирающихся на выступающие из стен прямоугольные плиты-консоли. В стены алтаря на значительной высоте заложены большие орнаментированные кувшины-голосники, улучшавшие качество звучавших здесь в старину песнопений.

По данным археолога, в 1930 году в Тагилони (Таглан) был найден клад или погребение, содержавшее большое число золотых, серебряных, бронзовых и железных изделий. Особенно замечательна своей тонкой выделкой золотая полая головка оленя. С большим искусством переданы ветвистые рога, лоб, нос, мускулатура щек, шерсть, завивающаяся крупными прядями на лбу, за ушами и над глазами.