Сказки и легенды лучше других могут ознакомить с историко-этнографическим своеобразием, культурной и филологической уникальностью народа Абхазии. Мифы и предания, героические сказания о нартах, волшебные сказки и бытовые рассказы – это зеркало, которое отражает все богатство народа, его культуру и историю.

Многим кавказским народам известны в различных вариантах предания о заключенном в страшной пещере и прикованном к скале герое-богоборце Абрскиле, абхазском Прометее. Нартовские сказания, национальный абхазский эпос по богатству содержания и художественной ценности может быть поставлен в одном ряду с такими выдающимися памятниками мировой культуры, как «Илиада», «Песнь о Роланде», «Слово о полку Игореве», «Давид Сасунский». Именно в эпосе, в сказаниях о нартах творческий гений абхазов нашел свое целостное выражение.

Нартовский эпос - уникальное явление в устной и письменной культуре абхазов. В основных циклах Нартов ясно выступают черты военной демократии, культ ратной доблести и чести, жажда дальних походов, боевых подвигов и поединков. В древнейший период содержание нартовского эпоса составляет борьба с великанами - олицетворением слепых и неуправляемых сил природы. В борьбе с ними нарты прибегают к колдовству, военной хитрости и мистической силе. Они добывают огонь у великанов, учат людей земледелию и ремеслу. В пантеоне мировой фольклорной классики абхазский эпос занял одно из самых важных мест, заинтересовав многочисленных исследователей как в России, так и в Европе - во Франции, Германии, Финляндии, Японии.

Герой-воин, наделенный сверхчеловеческой силой, помогает всем силам добра. Поэтому эпос абхазов постоянно бытует в двух формах: в стихотворной, ритмической и прозаической. Хоровое сопровождение помогает слушателям приобщиться к содержанию эпоса, который известен всем с детства, и в то же время – стать активным и эмоциональным соучастником своей национальной истории. Отсюда всеобщая популярность сказителей.

Весь XIX и половина XX века немыслимы без имен выдающихся сказителей. И только начиная с 1930 гг. ученые начали тщательно записывать тексты и музыкальное сопровождение сказаний, легенд, сказок абхазов. Собственная письменность у абхазов появилась после 1862 г., когда русский кавказовед П. Услар на основе русской графики составил абхазский алфавит. Это послужило огромным толчком для создания в дальнейшем письменной профессиональной литературы у народа.

На одной из улиц Гала, недалеко от шумной республиканской трассы, за обычным современным домом спряталась настоящая редкость деревянного зодчества. Это хорошо сохранившийся деревянный дом середины-конца 19 века.

Деревянные дома такого типа были жилищами знатных или богатых абхазов во второй половине - конце 19 века.  Принцип планировки домов незначительно отличалась в зависимости от того, где и кем был построен дом. Если в районе Гудауты дома строили в основном русские мастера, то в районе Очамчыры и Гала строителями были рабочие-грузины из Рачи, района Грузии.

Деревянные дома из твердых пород дерева, чаще всего каштана, ставили на деревянные или каменные столбы (подобранные камни одной формы) высотой 0,5-2,5 м. Материалом для крыши (в отличие от более ранних типов домов, в которых использовался папоротник или камыш) служила кровельная дрань. Для стен использовались чисто оструганные доски, тщательно подогнанные друг к другу.

Вся площадь дома была занята жилыми помещениями. Гостевое помещение более старательно отделывалось, располагало камином и лучшей мебелью и выходило на балкон передней части дома. В некоторых случаях эта комната совмещала в себе функции зала и столовой. Иногда под столовую выделяли другую комнату в задней части дома. Остальные комнаты в доме считались спальнями, среди них имелась изолированная комната для юноши или девушки. Со временем план дома усложнялся, выделялись добавочные хозяйственные комнаты, кладовая или сени с выходом на заднюю часть дома, где располагался огород. Стал использоваться и цокольный этаж как для хозяйственных нужд, так и под жилье.

Отличительной особенность дома была открытая веранда, тянущаяся по всему фасаду и украшенная резьбой – пропилочными узорами на панелях под крышей и между столбами. Иногда балкон тянулся по одной или даже по двум боковым сторонам.

Лестница чаще всего располагалась по краю балкона, реже по центру. Сам дом располагался на участке таким образом, чтобы служебное помещение, кухня, находилось в 5-6 м от основного и было удобно связать его общим переходом, чаще всего крытым.

Несмотря на то, что этот дом выглядит крепким, он нуждается в реставрации и внимании. Именно такие сохранившиеся объекты истории могут привлечь в Галский район гостей и туристов.

bottom-logo.png
Наш сайт является продолжением газеты Галского района Абхазии «Мырзаканаа».
© 2020, ABHTRAVEL.RU

Контакты

Телефон: +7(840) 285-01-69
Почта: info@abhtravel.ru 
Адрес: г.Гал ул. Конфедератов, 2. 

Search